Навигация
СССР - История танкостроения
   Появление и боевое применение танков в ходе первой мировой войны, их быст­рое количественное и качественное развитие в 1919-1939 годах, превратили бро­нетанковые войска к началу второй мировой войны в главную ударную силу сухо­путных войск.
   Советские конструкторы еще до начала Великой Отечественной войны создали такие образцы танков, в которых мощная броневая защита сочеталась с сильным вооружением и большой скоростью движения. По своим боевым свойствам они зна­чительно превосходили танки вероятных противников и наиболее полно отвечали требованиям современной войны.
   Накануне Великой Отечественной войны автобронетанковые войска РККА нахо­дились в стадии перевооружения и переформирования. Во второй половине 1940 года и в предвоенные месяцы 1941 года в войска стали поступать новые образцы танков: тяжелые КВ-1, средние Т-34 и плавающие Т-40. Однако новые боевые ма­шины поступали на укомплектование войск в недостаточном количестве, так как за­каз на поставку новых образцов танков в 1940—1941 годах был выполнен промыш­ленностью только на 30 %. Поэтому в июне 1941 года танковый парк РККА (с 1943 года Советская Армия) состоял главным образом из танков, поступивших на воо­ружение в 1932—1939 годах.


   Основу танкового парка РККА со­ставляли легкие танки Т-26 и БТ различ­ных модификаций, на которые приходи­лось около 75 % от общего количества машин. Новые средние танки Т-34 и тя­желые KB составляли только около 8 % . Основная масса танков старых марок, та­ких как Т-26, БТ, Т-28, T-35,Т-37 и Т-38, была сильно изношена: 9 % этих машин требовали капитального и 44 % — сред­него ремонта.
   По своим боевым свойствам отечественные танки 30-х годов вполне соот­ветствовали сложившимся в то время в армии взглядам на их боевое примене­ние. Основными боевыми свойствами этих машин были огневая мощь и под­вижность в сочетании с противопульным бронированием, что объяснялось отсут­ствием в первую половину 30-х годов противотанковой артиллерии в армиях вероятных противников.
   Но к 1936—1937 годам на вооруже­ние армий вероятных противников стали поступать 37-мм и 47-мм противотан­ковые пушки, снаряды которых пробивали броню толщиной 55—58 мм. Поэтому 13— 20-мм противопульная броня отечествен­ных старых танков оказалась слишком слабой. Возникла необходимость перехо­да к противоснарядному бронированию танков и повышению их огневой мощи, при этом необходимо было иметь подвиж­ность и проходимость, какую имели луч­шие танки того времени.
   При большом размахе работ в обла­сти изыскания новых компоновочных решений, улучшения ходовой части, со­здания танкового дизельного двигателя не уделялось должного внимания совер­шенствованию трансмиссий и облегче­нию управления движением танка. По­этому опытные работы над планетарны­ми, гидромеханическими и электромеха­ническими трансмиссиями не были до­ведены до конца. К 1939 году танковая промышленность не располагала отра­ботанными перспективными трансмис­сиями, которые по своим конструкциям и принципам работы отличались бы от применявшихся в начале этого периода. Аналогичным было и положение с при­водами управления трансмиссией.
   Решающее значение для дальнейше­го развития танков приобрело научное предвидение характера надвигающейся войны, роли в ней бронетанковых войск, дальнейшего развития военного дела. На основе выводов советской военной на­уки были определены необходимые типы танков и их боевые свойства. Усилиями отечественных конструкторских бюро головных танковых заводов были созда­ны танки Т-34 и KB, в которых удалось добиться качественных изменений ос­новных боевых свойств. Именно эти бо­евые машины явились новой ступенью в развитии отечественной танковой техни­ки. Их компоновка явилась основным фактором, позволившим реализовать качественный скачок в бронировании и вооружении в пределах приемлемых дан­ных по массе. Впервые на среднем и тя­желом танках были установлены 76,2-мм танковые пушки с высокой для того вре­мени начальной скоростью бронебойного снаряда — 662 м/с.
   Классическая форма корпуса и баш­ни среднего танка Т-34 явилась совер­шенно новым решением в области за­щищенности танков, позволившим при­менить большие углы наклона брони для повышения снарядостойкости наиболее ответственных деталей. Впервые были осуществлены сварные конструкции танковых корпусов и башен из противо-снарядной брони. Уже в 1940 году было налажено производство литых башен для части танков Т-34, а в 1941 году — для танков КВ.
   В то время как зарубежная бронетан­ковая техника базировалась в основном на использовании карбюраторных двига­телей, новые отечественные танки Т-34 и KB были оснащены дизельными дви­гателями, которые позволили значитель­но увеличить запас хода, уменьшить опасность возникновения пожара в тан­ке при боевом повреждении. Взаимоза­меняемость основных узлов и деталей двигателей танков упрощала их произ­водство и ремонт. Ходовая часть танков Т-34 и KB обеспечивала высокую живу­честь и проходимость, что позволяло применять эти танки в различных усло­виях движения. Конструкция танков учи­тывала требования серийного производ­ства и позволяла выполнять полевой ре­монт без применения сложного обору­дования.
   Для полной реализации боевых воз­можностей танков механизированным и танковым соединениям были необходи­мы специальные танки, самоходно-ар­тиллерийские установки, бронетранспор­теры и мощные тягачи. Из специальных танков, помимо плавающего танка Т-40, до июля 1941 года выпускались огнемет­ные танки, выполненные на базе легкого танка Т-26. Но их включение в состав танковых дивизий себя не оправдало из-за тихоходности, снижавшей ско­рость движения полковых колонн, уве­личения разномарочности, усложнения снабжения горюче-смазочными матери­алами и запасными частями.
   Отсутствие мощных быстроходных гусеничных тракторов привело к тому, что в качестве средства тяги для артил­лерии танковых дивизий использовались обычные тихоходные тракторы. Серий­ной самоходной артиллерии на гусенич­ном шасси до войны еще не было, не­смотря на значительные опытные рабо­ты, проводившиеся в этой области в те­чение длительного времени. Не было тя­гачей и бронетранспортеров. Стрелко­вые подразделения перебрасывались на автомобилях ГАЗ-АА и ЗИС-5, имевших только одну ведущую ось.
   Таким образом, хотя к началу войны в Советском Союзе были созданы новые образцы танков, из-за упущений в от­ношении выпуска самоходной артилле­рии, бронетранспортеров, специальных танков и быстроходных гусеничных тя­гачей с большим тяговым усилием на крюке, высокие боевые свойства новых танков не могли быть полностью исполь­зованы в начальный период Великой Отечественной войны.
   В решающих операциях Великой Отечественной войны советские броне­танковые и механизированные войска явились одним из основных средств про­рыва вражеской обороны, развития вы­соких темпов наступления и достижения крупных стратегических результатов. Это стало свидетельством научно-техничес­кой зрелости советских конструкторских и производственных коллективов танко­вой промышленности. Боевые свойства отечественных танков стали образцом для подражания на многие послевоен­ные годы для танкостроителей зарубеж­ных стран.
   В ходе войны основным типом танка стал средний танк с противоснарядным бронированием. Поэтому в области тан­ковой техники был весьма важен выбор его основных боевых свойств и конст­руктивных решений, удовлетворяющих требованиям массового производства и условиям войскового ремонта.
   В течение всей войны Советская Ар­мия сохранила на вооружении один ос­новной тип танка — средний танк Т-34, что лишний раз подтверждает высокий уровень отечественной технической мысли, способность конструкторов ус­пешно решать сложные задачи и нахо­дить наиболее правильные решения в определении боевых свойств разраба­тываемого танка.
   Дальнейшее развитие тяжелых тан­ков привело к появлению танков ИС-2 и ИС-3, которые отличались от средних как своей огневой мощью, так и броне­вой защитой.
   Во время войны наблюдалось стрем­ление достигать преимущества в огне­вой мощи путем введения длинностволь­ных пушек и увеличения их калибра при одновременном повышении начальной скорости бронебойных снарядов. Возможность рационального увеличения ка­либра танковых пушек позволила в крат­чайший срок создавать танки, обладав­шие огневым превосходством над тан­ками противника. Однако рост калибра танковых пушек привел к уменьшению их скорострельности и сокращению бое­комплекта.
   Прицелы танковых пушек за годы войны были усовершенствованы, но ме­ханизмы наведения заметно отставали от появившихся в это время нововведений в данной области.
   По сравнению с темпами роста ог­невой мощи танков, совершенствование их броневой защиты шло значительно медленнее. Относительная защищен­ность танков заметно ухудшилась, осо­бенно в последний период войны. Для полного вывода танков из строя доста­точно было единичных попаданий сна­рядов. Поэтому повышение живучести танков стало одной из центральных про­блем их совершенствования. Вследствие этого, в броневой защите последователь­но расширялось применение больших углов наклона для увеличения снарядо­стойкости и дифференцированное бро­нирование. В производстве броневых конструкций был осуществлен переход на литые башни и внедрение автомати­ческой сварки под флюсом.
   Увеличение толщины брони и рост калибра артиллерийских систем обусло­вили увеличение массы боевых машин, а для вновь создававшихся танков в ус­ловиях военного времени можно было применять только двигатели, производ­ство которых было уже освоено. Поэто­му во время войны использовались пре­жние двигатели, основным из которых был дизельный двигатель В-2. Приме­нение дизельного двигателя позволило значительно увеличить запас хода танка и облегчить его обслуживание во время эксплуатации.
   В трансмиссиях наиболее удачные конструктивные решения были воплощены в бортовых редукторах, а также в двухступенчатых планетарных механиз­мах поворота, получивших применение в тяжелых танках с 1943 года.
   Во время войны получили широкое применение индивидуальные подвески, обеспечивающие получение высоких скоростных данных и обладающие боль­шей живучестью по сравнению с други­ми типами подвесок. Торсионная подвес­ка после успешного применения на тан­ке КВ-1 и легком танке Т-40 стала при­меняться на всех остальных типах бое­вых машин, кроме Т-34 и созданных на его базе самоходно-артиллерийских ус­тановок.
   Применение широких гусениц, обла­дающих хорошими сцепными свойства­ми, позволило обеспечить отечественным танкам лучшую проходимость по срав­нению с иностранными танками, приме­нявшимися во второй мировой войне.
   Вступив в завершающую стадию Ве­ликой Отечественной войны, советские танкостроители наряду с сотнями тысяч тружеников других отраслей оборонной промышленности СССР способствовали сокрушительному поражению вермахта, дав фронту 102800 танков и самоходных артиллерийских установок.

Наверх

Новости
 
Реклама
 
 
Счетчики
 
Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz