|
| | |
|
СССР - История танкостроения | |
| | |
|
Появление и боевое применение танков в ходе первой мировой войны, их быстрое количественное и качественное
развитие в 1919-1939 годах, превратили бронетанковые войска к началу второй мировой войны в главную ударную силу сухопутных войск.
Советские конструкторы
еще до начала Великой Отечественной войны создали такие образцы танков, в которых мощная броневая защита сочеталась с сильным вооружением и большой скоростью движения. По своим боевым свойствам они значительно превосходили
танки вероятных противников и наиболее полно отвечали требованиям современной
войны.
Накануне Великой Отечественной войны автобронетанковые войска РККА находились в стадии перевооружения и переформирования. Во второй половине 1940 года
и в предвоенные месяцы
1941 года в войска стали поступать новые образцы
танков: тяжелые КВ-1, средние Т-34 и плавающие Т-40. Однако новые боевые машины поступали на укомплектование войск в недостаточном количестве,
так как заказ на поставку новых образцов танков в 1940—1941 годах
был выполнен промышленностью только на 30 %. Поэтому в июне 1941 года
танковый парк РККА (с 1943 года
Советская Армия) состоял главным образом из танков, поступивших на вооружение в 1932—1939 годах.
Основу танкового парка РККА составляли легкие танки Т-26 и БТ различных модификаций, на которые приходилось около 75 % от общего количества машин. Новые средние танки Т-34 и тяжелые KB
составляли только около 8 % . Основная масса танков старых марок, таких как Т-26, БТ, Т-28, T-35,Т-37 и Т-38, была сильно изношена: 9 % этих машин требовали капитального и 44 % — среднего ремонта.
По своим боевым свойствам отечественные танки 30-х годов вполне соответствовали сложившимся в то время в армии взглядам на их боевое применение. Основными боевыми свойствами этих машин были огневая мощь и подвижность в сочетании с противопульным бронированием, что объяснялось отсутствием в первую половину 30-х годов противотанковой артиллерии в армиях вероятных противников.
Но к 1936—1937 годам на вооружение армий вероятных противников стали поступать 37-мм и 47-мм противотанковые пушки, снаряды которых пробивали броню толщиной 55—58 мм. Поэтому 13— 20-мм противопульная броня отечественных старых танков оказалась слишком слабой. Возникла необходимость перехода к противоснарядному бронированию танков
и повышению их огневой мощи, при этом необходимо было иметь подвижность и проходимость, какую имели лучшие танки того времени.
При большом размахе работ в области изыскания новых компоновочных решений, улучшения ходовой части, создания танкового дизельного двигателя
не уделялось должного внимания совершенствованию трансмиссий и облегчению управления движением танка. Поэтому опытные работы над планетарными, гидромеханическими и электромеханическими трансмиссиями не были доведены до конца. К 1939 году танковая
промышленность не располагала отработанными перспективными трансмиссиями, которые по своим конструкциям и принципам работы отличались бы от применявшихся в начале этого периода. Аналогичным было и положение с приводами управления трансмиссией.
Решающее значение для дальнейшего развития танков приобрело научное
предвидение характера надвигающейся
войны, роли в ней бронетанковых войск, дальнейшего развития военного дела. На основе выводов советской военной науки были определены необходимые типы танков и их боевые свойства. Усилиями
отечественных конструкторских бюро головных танковых заводов были созданы танки Т-34 и KB, в которых удалось добиться качественных изменений основных боевых свойств. Именно эти боевые машины явились новой ступенью в развитии отечественной танковой техники. Их компоновка явилась основным фактором, позволившим реализовать качественный скачок в бронировании и вооружении в пределах приемлемых данных по массе. Впервые на среднем и тяжелом танках были установлены 76,2-мм танковые пушки с высокой для того времени начальной скоростью бронебойного снаряда — 662 м/с.
Классическая форма корпуса и башни среднего танка Т-34 явилась совершенно новым решением в области защищенности танков, позволившим применить большие углы наклона брони для повышения снарядостойкости наиболее ответственных деталей. Впервые были
осуществлены сварные конструкции
танковых корпусов и башен из противо-снарядной брони. Уже в 1940 году было налажено производство литых башен для части танков Т-34, а в 1941 году — для танков КВ.
В то время как зарубежная бронетанковая техника базировалась в основном на использовании карбюраторных двигателей, новые отечественные танки Т-34 и KB были оснащены дизельными двигателями, которые позволили значительно увеличить запас хода, уменьшить опасность возникновения пожара в танке при боевом повреждении. Взаимозаменяемость
основных узлов и деталей
двигателей танков упрощала их производство и ремонт. Ходовая часть танков Т-34 и KB обеспечивала
высокую живучесть и проходимость, что позволяло применять эти танки в различных условиях движения. Конструкция танков учитывала требования серийного производства и позволяла выполнять полевой ремонт без применения сложного оборудования.
Для полной реализации боевых возможностей танков механизированным и танковым соединениям были необходимы специальные танки, самоходно-артиллерийские установки, бронетранспортеры и мощные тягачи. Из специальных танков, помимо плавающего танка Т-40, до июля 1941 года выпускались огнеметные танки, выполненные на базе легкого танка Т-26. Но их включение в состав танковых дивизий себя не оправдало из-за тихоходности, снижавшей скорость движения полковых колонн, увеличения разномарочности, усложнения снабжения горюче-смазочными материалами и запасными частями.
Отсутствие мощных быстроходных гусеничных тракторов привело к тому, что в качестве средства тяги для артиллерии танковых дивизий использовались обычные тихоходные тракторы. Серийной самоходной артиллерии на гусеничном шасси до войны еще не было, несмотря на значительные опытные работы, проводившиеся в этой области в течение длительного времени. Не было тягачей и бронетранспортеров. Стрелковые подразделения перебрасывались на автомобилях ГАЗ-АА и ЗИС-5, имевших
только одну ведущую ось.
Таким образом, хотя к началу войны в Советском Союзе были созданы новые образцы танков, из-за упущений в отношении выпуска самоходной артиллерии, бронетранспортеров,
специальных танков и быстроходных гусеничных тягачей с большим тяговым усилием на крюке, высокие боевые свойства новых танков не могли быть полностью использованы в начальный период Великой Отечественной войны.
В решающих операциях Великой Отечественной войны советские бронетанковые и механизированные войска явились одним из основных средств прорыва вражеской обороны, развития высоких темпов наступления и достижения крупных стратегических результатов. Это стало свидетельством научно-технической зрелости советских конструкторских
и производственных коллективов танковой промышленности. Боевые свойства отечественных танков стали образцом для подражания на многие послевоенные годы для танкостроителей зарубежных стран.
В ходе войны основным типом танка стал средний танк с противоснарядным бронированием. Поэтому в области танковой техники был весьма важен выбор его основных боевых свойств и конструктивных решений, удовлетворяющих
требованиям массового производства и условиям войскового ремонта.
В течение всей войны Советская Армия сохранила на вооружении один основной тип танка — средний танк Т-34, что лишний раз подтверждает высокий уровень отечественной технической мысли, способность конструкторов успешно решать сложные задачи и находить наиболее правильные решения в определении боевых свойств разрабатываемого танка.
Дальнейшее развитие тяжелых танков привело к появлению танков ИС-2 и ИС-3, которые отличались от средних как своей огневой мощью, так и броневой защитой.
Во время войны наблюдалось стремление достигать преимущества в огневой мощи путем введения длинноствольных пушек и увеличения их калибра при
одновременном повышении начальной
скорости бронебойных снарядов. Возможность рационального увеличения калибра танковых пушек позволила в кратчайший срок создавать танки, обладавшие огневым превосходством над танками противника. Однако рост калибра танковых пушек привел к уменьшению их скорострельности и сокращению боекомплекта.
Прицелы танковых пушек за годы войны были усовершенствованы, но механизмы наведения заметно отставали от
появившихся в это время нововведений в данной области.
По сравнению с темпами роста огневой мощи танков, совершенствование их броневой защиты шло значительно
медленнее. Относительная защищенность танков заметно ухудшилась, особенно в последний период войны. Для полного вывода танков из строя достаточно было единичных попаданий снарядов. Поэтому повышение живучести
танков стало одной из центральных проблем их совершенствования. Вследствие этого,
в броневой защите последовательно расширялось применение больших
углов наклона для увеличения снарядостойкости и дифференцированное бронирование. В производстве броневых конструкций был осуществлен переход на литые башни и внедрение автоматической сварки под флюсом.
Увеличение толщины брони и рост калибра артиллерийских систем обусловили увеличение массы боевых машин, а для вновь создававшихся танков в условиях военного времени можно было применять только двигатели, производство которых было уже освоено. Поэтому во время войны использовались прежние двигатели, основным из которых был дизельный двигатель В-2. Применение дизельного двигателя позволило
значительно увеличить запас хода танка и облегчить его обслуживание во время эксплуатации.
В трансмиссиях наиболее удачные конструктивные решения были воплощены в бортовых редукторах, а также в
двухступенчатых планетарных механизмах поворота, получивших применение в тяжелых танках с 1943 года.
Во время войны получили широкое
применение индивидуальные подвески, обеспечивающие получение высоких скоростных данных и обладающие большей живучестью по сравнению с другими типами подвесок. Торсионная подвеска после успешного применения на танке КВ-1 и легком танке Т-40 стала применяться на всех остальных типах боевых машин, кроме Т-34 и созданных на его базе самоходно-артиллерийских установок.
Применение широких гусениц, обладающих хорошими сцепными свойствами, позволило обеспечить отечественным танкам лучшую проходимость по сравнению с иностранными танками, применявшимися во второй мировой войне.
Вступив в завершающую стадию Великой Отечественной войны, советские
танкостроители наряду с сотнями тысяч тружеников других отраслей оборонной
промышленности СССР способствовали
сокрушительному поражению вермахта, дав фронту 102800 танков и самоходных артиллерийских установок.
Наверх
| |
| | |
|
|